Игра СКАТ

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Правила карточной игры СКАТ

  • Основы.
    В игре участвует 3 человека. Можно играть и вчетвером, но тогда один из них по очереди сидит на прикупе. Первый сдающий определяется жребием. Затем сдает следующий игрок (по часовой стрелке). Игроки торгуются пунктами, которые вычисляются на основе стоимости игры. Выигравший торговлю становится разыгрывающим (солистом) и играет против двух оставшихся (защитники). Забранные защитниками взятки являются их общей собственностью.
  • Игрок Передний, Средний, Задний.
    Передний - игрок слева от сдающего.
    Средний - игрок справа от сдающего.
    Задний - игрок, сдавший карты.
    Независимо от того, кто выиграл торговлю, первый ход всегда делает Передний. В следующей взятке первым выходит тот, кто забрал предыдущую.
  • Торговля.
    Торговлю начинает Средний, пасуя или спрашивая Переднего (18 ? Ответ: Да. 20 ? Ответ: Да. И так далее, пока кто-нибудь из них не спасует). Когда кто-нибудь из них спасует, то в торговлю может включится Задний. Он должен заявить больше, чем предыдущий, или спасовать. Если никто не откроет торговлю (три паса), карты сбрасываются, и сдающим становится следующий игрок.
    Пункты в торговле - минимальная стоимость игры, которую намерен выиграть солист. Не следует путать пункты за игру (вычисляемые умножением цифр) с очками (стоимостью отдельных карт, например: Дама: 3, Король: 4 и так далее).
  • Колода, масти, старшинство карт.
    Для игры используется колода в 32 карты (7, 8, 9, 10, Валет, Дама, Король, Туз). Масти:  трефа (kreuz),  пика (pik), черва (herz),  бубна (karo).
    Задний дает снять колоду Среднему и раздает карты следующим образом: каждый из игроков получает по 10 карт, а две закрытые остаются на столе (3x10+2=32). Эти две карты называются прикуп (или скат, талон). Прикуп является собственностью солиста. Карты сдаются по схеме: сначала каждому по три, две в прикуп, затем каждому по четыре и, наконец, каждому по три. Направление сдачи карт - по часовой стрелке, первым карты получает Передний, потом Средний и последним - Задний.
    Старшинство карт:
    a) в мизерах: 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т.
    b) в остальных играх: 7, 8, 9, Д, К, 10, Т, при этом валетам отведена специфическая роль - они всегда козыри.
  • Стоимость карт (очки). 
    В мизерах не имеет значения, здесь солист проигрывает, если возьмет хотя бы одну взятку, даже из мелких карт.

    В остальных играх: 
    7, 8, 9: ноль очков; 
    В (Валет): два очка; 
    Д (Дама): три очка; 
    К (Король): четыре очка; 
    10: десять очков; 
    Т (Туз): одиннадцать очков.
  • Давать в масть.
    В скате обязательно нужно играть в масть, то есть если кто-то вышел в  пику, то остальные игроки должны сыграть картами пиковой  масти. В случае отсутствия масти (в нашем случае пик) можно сыграть любой картой, козырем бить не обязательно. Также не обязательно играть картой старшей, чем карта, которой вышел предыдущий игрок.
  • Валеты. 
    За исключением мизеров, валеты являются специфическими картами, так как они всегда козыри. Масть валета (за исключением мизеров) не имеет ничего общего с мастью остальных карт. Если был ход в туза  червей, (и козырь, например,  трефа), а у меня остались валет  червей и пики, то можно отдать взятку, снося  пику, или убить туза козырем, то есть валетом  червей. Это несколько сложно, и в идеале в колоде для ската валеты вместо обозначения мастей должны быть пронумерованы. Так было бы проще для начинающих, но ни один завод в мире не производит таких карт, кроме того, 200-летняя традиция ската, обычаи, и т.д., и т.п. И с другой стороны, с пронумерованными валетами невозможно разыгрывать мизера. Поэтому, пусть все остается, как есть.

    Старшинство валетов: сильнейший козырь - валет  треф (его называют Старик), далее по порядку: валет  пик,  червей, бубен. Затем (за исключением грандов) идут остальные козыри: Т, 10, К, Д, 9, 8, 7. Как видно, наислабейший валет, то есть бубновый, старше козырного туза!
    В козырных играх имеем 11 козырей: 4 валета + 7 остальных.
    В играх гранд имеем 4 козыря - только четыре валета.
    В мизерах козыри не используются.
  • Виды игр. 
    В скате существуют следующие виды игр:
    a) мизера: солист не должен взять ни одной взятки;
    b) мастевые: солист объявляет козырную масть, и чтобы выиграть, должен взять минимум 61 очко (проиграет, если противники возьмут 60 или более очков);
    c) гранды: козырями являются только четыре валета, солисту для выигрыша нужно минимум 61 очко (проиграет, если противники возьмут 60 или более очков).
    В зависимости от того, брал ли солист прикуп (присоединил к своим картам, а затем сбросил любые две), или не брал, имеются игры:
    a) с прикупом;
    b) с руки, то есть без взятия солистом прикупа.
    Независимо от того, как играл солист, очки в картах из прикупа всегда засчитываются ему.
    В зависимости от количества набранных очков различаем:
    a) обычный выигрыш: солист взял минимум 61 очко, защита - минимум 31 очко,
    b) выигрыш со шнайдером (schneider): солист взял более 89 очков, защита - менее 31, но минимум одну взятку, пусть даже из семерок;
    c) выигрыш со шварцем (schwarz): солист взял все взятки, защита - ни одной;
    d) обычный проигрыш: солист взял не более 60 очков, но минимум 31, у защиты от 60 до 89 очков;
    e) проигрыш со шнайдером: солист не взял 31 очка;
    f) проигрыш со шварцем: солист не взял ни одной взятки.
  • Открытые игры. 
    Все виды игр в скате могут играться как открытые (ouvert). Тогда, после заказа игры, солист выкладывает все свои карты на стол перед первым выходом. Передний ходит первым. Открытые игры, как мастевые, так и гранды, должны играться с руки, при этом солист обязан взять все взятки (выиграть со шварцем) и объявить это перед первым выходом.
    К исключениям принадлежат мизера, можно играть мизер в открытую, взяв прикуп. Естественно, в мизерах солист не должен брать ни одной взятки.
  • Стоимость мизеров. 
    В случае мизеров все очень просто:
    мизер с прикупом оценивается в 23 пункта;
    мизер с руки: 35 пунктов;
    мизер с прикупом в открытую: 46 пунктов;
    мизер с руки в открытую: 59 пунктов.
  • Щиты.
    В мастевых играх и грандах нужно подсчитать щиты, т.е. количество валетов (козырей) в непрерывном ряду, которые имеет солист, считая от самого старшего, или их отсутствие.
    Например: у солиста есть валеты  треф,  пик,  червей - играет с тремя;
    солист имеет валета  треф,  червей,  бубен - играет с одним, так как нет  пикового;
    солист имеет валета  треф,  пик,  бубен - играет с двумя, так как нет  червового;
    солист имеет валета  пик,  червей,  бубен - играет без одного, так как нет  трефового;
    солист имеет валета  бубен - играет без трех, так как нет трех старших.

    Если в мастевых играх у солиста есть четыре валета и туз козырный, то играем с пятью, если есть еще десятка - то с шестью и т.д. Если в мастевых играх у солиста нет ни одного валета и туза козырного, то играем без пяти, если нет еще десятки - то без шести и т.д.
    В грандах можно быть максимум с (или без) четырех, в мастевых играх с (или без) одиннадцати.
    Нужно помнить, что прикуп - собственность солиста, и в связи с этим находящиеся в нем козыри учитываются при подсчете щитов независимо от того, играл солист с прикупом или с руки.
    Подробнее 
  • Дополнительные множители. 
    Дополнительные множители получаем за:
    игру: 1 (получаем его всегда)
    игру с руки: 1
    шнайдер: 1
    шварц: 1
    заказанный шнайдер: 1
    заказанный шварц: 1
    открытую игру: 1
    Внимание! Заказать шнайдер или шварц можно только при играх с руки. Заказ делается перед первым выходом.
    Например: у солиста карты, с которыми он выиграет  червы, а защита возьмет только одну взятку, в которой будет менее 31 очка. Солист имеет валетов  треф,  червей,  бубен. Играет с руки, заказывает шнайдер. Выигрывает, а защита берет менее 31 очка. Подсчитываем:
    С одним, за игру два, с руки три, за шнайдер четыре, за заказанный шнайдер пять; 5x10=50. Солист выиграл 50 пунктов.
  • Стоимость мастевых игр и грандов. 
    Стоимость мастевых игр и грандов - это сумма щитов и дополнительных множителей, умноженная на стоимость масти.
    Стоимость мастей: 
     трефа 12 пунктов, 
     пика 11 пунктов, 
     черва 10 пунктов, 
     бубна 9 пунктов.
    Стоимость грандов - 24 пункта.
    Примеры:
     черва с двумя, с прикупом, выиграно, защита взяла минимум 31 очко: с двумя, за игру три; 3x10=30 пунтов;
     трефа без одного, с руки, со шнайдером, выиграно: без одного, за игру два, с руки три, шнайдер четыре; 4x12=48;
    гранд с тремя, с прикупом, защита имеет минимум 31 очко, выиграно: с тремя, за игру четыре; 4x24=96 и т.д.
  • Проигранные игры. 
    Если солист проигрывает игру, стоимость этой игры умножается на два и записывается солисту в минус.
  • Контрирование. 
    Официальные правила ската не допускают контр, но в товарищеских играх любят играть с контрами.
    После заказа игры солистом, противник (если считает, что солист проиграет) может дать контру. Противники не имеют права общаться между собой. Если солист полагает, что все-таки выиграет, может дать реконтру. Противник, если уверен, что солист ошибается, может дать суперконтру.
    Контрировать можно все игры.
    Контра удваивает запись, реконтра умножает на четыре, супер умножает на восемь.
    Не стоит использовать контры выше, чем супер. Это вносит в игру элементы азарта и превращает ее в соревнование кошельков.
  • Переторгованные игры. 
    Стоимость законченной игры должна покрыть торговлю. Должна быть большая или как минимум равная стоимости, объявленной в торговле. А что будет, если по окончании игры окажется, что ее стоимость меньше объявленной в торговле?
    Тогда мы имеем дело с переторгованными играми.
    Способ подсчета стоимости переторгованных игр:
    1. Солист торговал до 48 пунктов. Хотел играть трефу  без трех (без 3, игра 4; 4x12=48). Но получил из прикупа валета треф . Имел одного валета бубен  (без трех), а сейчас при валетах треф  и бубен  - только с одним. Стоимость игры: с 1, игра 2; 2x12=24. Чтобы покрыть торговлю (48), должен выиграть со шварцем, тогда с 1, игра 2, шнайдер 3, шварц 4; 4x12=48 и все в порядке. Но если солист возьмет, например, 65 очков, то проиграет, так как не покроет торговлю. Проигрыш вычисляется через поиск множителя для игры (здесь: трефа ), чтобы досчить стоимость из торговли (здесь: 48). 
    Солист проиграл: 4x12=48; 48x2=96.
    2. Солист торговал до 35 пунктов. Играет черву  с руки без 3 (без 3, игра 4, с руки 5; 5x10=50). Солист взял 74 очка. Но по окончании игры оказалось, что в прикупе был валет пик . Прикуп - собственность солиста, и сейчас солист только без 1 (без 1, игра 2, с руки 3; 3x10=30), значит, он переторговал. Ближайший множитель для червы  - это 4, 4x10=40>35.
    Проигрыш составил 2x40=80 пунктов.
    3. Солист торгует до 50, берет прикуп и объявляет мизер в открытую. Забыл, что такой мизер стоит 46, а не 50. Ближайшая стоимость мизера, которая покроет торговлю - 59 (мизер в открытую с руки). Даже если солист не возьмет ни одной взятки, запишет себе проигрыш в размере 2x59=118 пунктов.
  • Окончание игры и подсчет.
    Играется заранее оговоренное количество сдач. Оно должно быть кратно количеству игроков, например: 24, 36, 48 сдач.

    Турнирная запись.
    Солист, если выиграет сдачу, пишет себе стоимость игры в плюс, если проиграет - пишет стоимость игры со знаком минус, умноженную на два.
    Результат игрока складывается из: 
    - суммы пунктов за сыгранные игры во всех сдачах (с учетом знаков), 
    - премий за выигранные игры, 
    - премий за подсад солиста.
    Премия за выигранные игры вычисляется так: каждый игрок, как солист, за выигранные сдачи получает +50 пунктов, а за каждый подсад получает -50 пунктов. Если игрок, как солист, выиграл 2 игры, а проиграл 14, то премия для него будет отрицательной, так как (2-14)x50= - 600 пунктов.
    Премию за подсад солиста защитники (прикупщик тоже) получают тогда, когда солист проигрывает заказанную игру. Премия составляет 40 пунктов для каждого защитника при игре втроем, и 30 пунктов для каждого противника (вместе с прикупщиком) при игре вчетвером.
    Пример.
    Три игрока A, B, C сыграли 36 сдач, 2 сдачи не разыгрывались (3 паса).
    ___________________A______B_______C____
    Выигранных игр..........9............4.............10
    Проигранных игр.........2............0...............9
    Сумма пунктов.........+28........+80.........+170
    Премия за выигр....+350......+200..........+50
    Премия за подсад
    солиста......................+360......+440..........+80
    ----------------------------------------------------------
    Результат игрока:...+738.....+720.........+300
    Место:............................I...........II..............III
    Премии за выигранные игры введены в 1937 году на 14 Конгрессе Ската (автор: Otto Seeger). Через четверть века ввели премии за подсад солиста (автор: Johannes Fabian).

    Домашний способ.
    Игра идет на деньги. Не используются премии. Согласуют ставку, например 1 цент (2, 5 и т.д.) за пункт и рассчитываются, умножая ставку на стоимость игры, округляя результат вверх до полных десятков центов. Так,  черва или  бубна с одним - это 20,  трефа,  пика - 30 центов (проигрыш: 40 и 60 соответственно). Выигравшему платят оба противника (а при игре вчетвером также и прикупщик). Если солист проигрывает, то платит обоим противникам (а при игре вчетвером - и прикупщику).
    Пример.
    Ставка 1 цент за пункт. Солист выиграл  трефу с двумя (с 2, игра 3; 3x12=36; округляем до 40) и получает при трех игроках 80 центов (по 40 с каждого), а при четырех - 120 (по 40 с каждого противника плюс 40 от прикупщика). При проигрыше такой игры при трех игроках солист теряет 160 центов (по 80 каждому противнику). При четырех игроках потеряет 240 центов (по 80 каждому противнику и 80 прикупщику). Если бы играл с руки и сел, заплатил бы: с 2, игра 3, с руки 4; 4x12=48; округляем до 50, умножаем на 2, получаем 100 центов каждому. Это дает проигрыш 200 центов при трех игроках или 300 центов при четырех игроках.

    Пивной Скат.
    Все записываемые пункты - отрицательные. Если солист выигрывает, то отрицательные пункты записываются противникам (при четырех игроках также и прикупщику), а если солист проиграет, то отрицательные пункты записываются только ему. Не используются премии в 50 и 40 (30) пунктов. Игра идет до момента достижения заранее оговоренной суммы пунктов - чаще всего 501. Как видно, вследствие использования такого способа записи определяем проигравшего. Такая запись применима в товарищеских играх в барах, и если идет речь о заказе выпивки, то как известно, за нее платит проигравший.
  • Разновидности Ската. 
    Скат - это игра, которая кроме официальных правил, принятых на Конгрессах Ската, имеет много разновидностей. Большинство из них не заслуживают внимания. Здесь собраны наиболее интересные. 

    Рамш.
    При трех пасах игра не прерывается, а разыгрывается рамш. Это ничто иное, как гранд с руки с той разницей, что проигрывает тот, кто возьмет больше пунктов. Только валеты - козыри, и каждый играет сам за себя. Стоимость карт из прикупа добавляется проигравшему. Первым выходит Передний. Встречаются разные способы подсчета. Одни записывают очки проигравшему (вместе с прикупом), а остальным ничего не пишут. Другие полагают, что очки проигравшего нужно еще умножить на 2. В этом случае видно, что проигрыш рамша - слишком суровое наказание. Третьи считают, что проигрыш рамша стоит -10 пунктов. И -15 пунктов, если кто либо не возьмет ни одной взятки, но (внимание!) +20 пунктов, если кто нибудь возьмет все взятки.

    Рамш с передачей карт.
    После гранда с четырьмя разыгрывается круг (3 сдачи при 3 игроках, 4 - при 4) этого рамша. Правила похожи на обычный рамш, с той разницей, что после сдачи карт Передний, убедившись, что никто из игроков не хочет играть гранд с руки, берет прикуп и передает в закрытом виде две любые карты Среднему. Средний берет эти карты, а потом отдает две карты Заднему. Задний поступает аналогично, только две ненужные карты кладет закрытыми на стол. Нельзя передавать валетов. Первым выходит Передний, и далее игра идет как в обычном рамше.
    В этом виде рамша можно контрировать (ре-, супер-), не беря передаваемых карт (прикуп). Если кто-либо не возьмет ни одной взятки, это также удвоит ставку. Считаются набранные очки, причем еще предусмотрено умножение на 2 за проигрыш. В случае, когда кто-нибудь возьмет все взятки, то выиграет +120 пунктов.
    Рамш с передачей карт очень эмоционален и содержит элементы азарта. Поэтому некоторые игроки любят играть раунды такого рамша.

  • Революция.
    Это мизер в открытую с руки, причем противники могут обмениваться между собой картами. Стоимость революции 92 пункта.
st ft

 

Обучение карточной игре СКАТ